В вопросах формирования орденских структур (единая духовная основа и наследование по духу, а не крови), происходит попытка опереться на известные и привычные формы, провести параллели и подобрать аналогии. Опасностью для исследователя-натуралиста в данном вопросе – упрощение вместо адаптации выявленных принципов и закономерностей, полный перенос по аналогии, включая ограничения, ошибки и родовые болезни.
Для наиболее известных авраамических (христианство, ислам, иудаизм) орденских и схожих с ними структур характерна сакрально-мистическая составляющая, формирование тайного учения, нескольких уровней знаний. Не просто мистическая, какой является православный исихазм, а именно сакрально-мистический, когда на каждом последующем уровне посвящения происходит не только расширение, но и изменение отношения к знаниям предыдущих уровней. Не дополнение и углубление, к которому индивид может прийти самостоятельно, а перерождение знаний, что сдвигает фокус в неожиданную, практически еретическую стороны. Формируется высокий порог, ограничивающий самостоятельный поиск ищущего, давая в руки наставника/учителя инструмент неограниченной власти над ростом и развитием учеников.
Следствием подобного механизма становится изменение отношений, изначальная пара «учитель – ученик» («шейх – мюрид») в суфийских тарикатах превратилась практически в «святой – послушник», утратив первоначальный смысл. Следующий шаг — уход от наследования по духу, к наследованию по крови, когда шейх выбирает в качестве наследника своего потомка по крови, т.е. изначальные орденские структуры вырождаются до родоплеменных.
Многие современные мусульманские тарикаты утратили основу орденских структур, выродившись до наследственных харизматических культов и синкретических течений, разбавляя ислам в первую очередь христианскими традициями. Собственно, в случае распада Турции, возрождение идентичности «ромеев» и прочих потуреченных народов будет идти в том числе через расцвет подобных синкретических течений, которые станут одной из основ этногенеза.
Для долгосрочного существования, сакрально-мистическая компонента вредна для орденских структур, так как ведёт к вырождению. Ордена должны сохранять духовное и смысловое единство с основным населением, не придумывать отдельные тайные знания и посвящения, отгораживаясь и замыкаясь. В качестве долгосрочной основы нужно рассматривать общественные прогрессорские цели и пути для развития и очищения общества, без личного духовного возвышения акторов.
Присущий православию исихазм не содержит уровней посвящения и сакральных знаний, учитель и наставник не становится святым для последователей, нет основ для харизматического культа. Описанное несколько лет назад «Скрытое основание», является именно такой структурой, наиболее глубокой и скрытой от взора. При её наличии, функционирование и устойчивость первых оснований – суть орденских структур, решаемый вопрос, ну а без него, ордена со временем будут вырождаться.
И, да, мистическо-религиозные хасидские общины во главе с наследственными цадиками, замечательный пример, как не надо делать…
Пути вырождения
Вырождение/упрощение орденских структур может идти по разным направлениям.
Так для существующих католических орденов Западной Европы характерно ослабление духовной и мистической компонент, особенно сильно секулярное влияние в последние десятилетия.
Многие суфийские тарикаты, как уже было сказано выше, выродились до сочетания харизматических культов и родоплеменных структур, с наследственными шейхами во главе.
Остальные варианты показаны на рисунке:
Удержать баланс орденской структуре не просто: с одной стороны соблазны мирские, с другой — соблазн уйти от всего этого.
Автор текста — геостратег Андрей Школьников, источник
Начало темы: Основа орденских структур